Урок 011.02.01
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
Цель урока.
Сформировать представления о механическом движении тел, его относительности, ввести физические понятия: «траектория», «путь», «равномерное и неравномерное движение».
Демонстрации.
Равномерное движение шарика или пузырька воздуха в трубке с водой. Скатывание шарика по наклонному желобу. Относительность движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела или фломастера по доске. Движение шарика, подвешенного на нитке.
Содержание опроса.
1. Что вам известно о строении вещества? 2. Как объяснить свойства твердых тел, жидкостей и газов с точки зрения их молекулярного строения? 3. Можно ли определить, каким будет движение в данный момент времени?
Содержание нового материала.
Понятие о телах отсчета, механическом движении. Относительность движения. Понятие о траектории и пути. Классификация движений: равномерное и неравномерное движение.
Закрепление материала.
Ответы на вопросы в конце § 14.
Домашнее задание.
§ 14, 15. Упражнение 2. Задания в конце § 14, 15.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о движении тел на основании личных наблюдений, практического опыта, понимания различий между теоретической моделью «равномерное движение» и реальным движением тел в окружающем мире; овладеть познавательными регулятивными универсальными учебными действиями при выполнении экспериментальных домашних заданий.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении знаний о механическом движении, практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении равномерного и неравномерного движения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу при изучении механического движения.
Общие предметные: пользоваться методами теоретического исследования равномерного движения, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению равномерного и неравномерного движения при выполнении домашнего задания; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать задачи по определению длины различных тел на основе упражнений из учебника; докладывать о результатах исследования движения тел; кратко и четко отвечать на вопросы в конце параграфа.
Частные предметные: понимать и уметь объяснять механическое движение, путь, траекторию, равномерное и неравномерное движение; переводить основную единицу пути в км, см, мм; использовать знания из курса математики, биологии, химии при нахождении и определении пути и траектории движения; использовать полученные знания о видах движения в повседневной жизни и приводить примеры.
Материал к уроку
Галилео. Эксперимент. Скатывание тележки