Урок 008.01.04
Взаимодействие молекул
Цель урока.
Сформировать представления о взаимодействии молекул. Обосновать наличие сил взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Демонстрации.
Разламывание хрупкого тела, сцепление цилиндров. Смачивание стеклянной пластинки. Таблица «Поверхностное натяжение».
Содержание опроса.
1. Что такое молекула? 2. Какие явления подтверждают, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении? 3. От чего зависит скорость диффузии? 4. Почему разбухает
сухой хлеб, замоченный в воде?
Содержание нового материала.
Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел.
Закрепление материала.
1. Почему не соединяются разломанные кусочки мела? 2. Известно, что между молекулами существует взаимное притяжение. Почему тогда они не собираются в кучку? 3. Чем объясняется различная прочность тел?
Домашнее задание.
§ 11. Задание в конце § 11. Задачи. 1. Почему вымытые горячей водой стаканы нельзя вставлять один в другой? 2. После купания на теле остаются капельки воды. Объясните, почему это происходит.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о взаимодействии молекул на примере изменения формы тела при растяжении и сжатии упругого тела; уметь
предвидеть возможные результаты своих действий при сцеплении свинцовых цилиндров; овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения слипания двух свинцовых цилиндров и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Личностные: сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, развивать инициативу; уметь принимать решения и обосновывать их; понимать возможность познания природы, необходимость разумного использования достижений науки и технологий.
Общие предметные: использовать эмпирический метод познания при исследовании соединения различных тел; проводить наблюдения по смачиванию и несмачиванию тел (экспериментальное домашнее задание), планировать и выполнять эксперименты; объяснять полученные результаты и делать выводы; уметь применять знания о строении веществ на практике, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, точно и кратко отвечать на вопросы.
Частные предметные: понимать и объяснять явление смачивания и несмачивания тел, владеть экспериментальным методом исследования зависимости смачивания и несмачивания тел от строения вещества, уметь использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, приводить примеры смачивания и несмачивания в природе.
Материалы к уроку
Галилео. Эксперимент. Молекулярное притяжение