Лабораторная работа №
Тема: Изучение устройства и действия подвижного блока.
Цель работы: изучить устройство подвижного блока и убедиться в том, что подвижный блок не дает выигрыша в работе.
Оборудование:
- штатив с муфтой;
- динамометр;
- подвижный блок с нитью;
- направляющая рейка;
- крючок.
Указания к работе
1. Закрепите муфту на стержне штатива на высоте около 40 см от его основания. Вплотную к основанию штатива установите вертикально направляющую рейку так, чтобы её сторона со шкалой была бы обращена в сторону штатива.
2. Для записи результатов измерений подготовьте таблицу:
№ опыта
|
F1, H
|
Направление силы
|
S1, см
|
F2, H
|
Направление силы
|
S2, см
|
1
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
3. Удерживая динамометр рукой вертикально, подвесьте к нему один груз. Определите величину силы F2, которая приложена к динамометру со стороны груза, и её направление.
4. Подвесьте груз с помощью крючка к подвижному блоку. Подвижный блок с грузом с помощью нити и динамометра подвесьте к штативу. Для этого нить
заводят под ролик блока, петлю на одном конце нити вешают на муфту штатива, петлю на другом конце соединяют с крючком динамометра. Придерживая динамометр рукой, вновь определите величину и направление силы F2, которая приложена к динамометру во второй части опыта.
5. Заметьте положение груза и динамометра относительно шкалы.
6. Плавно переместите динамометр на несколько сантиметров вверх или вниз и измерьте по шкале путь, который пройдет при этом груз – S1 и путь, пройденный динамометром, - S2
7. Полученные данные о величине и направлении сил и путях груза и динамометра занесите в первую строчку таблицы.
8. Проведите второй опыт, выполнив все действия с двумя грузами, третий опыт с тремя грузами и четвертый с четырьмя.
9. После того, как таблица будет полностью заполнена, сравните для каждого опыта величины сил F1 и F2, которые прилагались к динамометру до применения подвижного блока и с его применением. Сделайте вывод о том, позволяет ли получить подвижный блок выигрыш в силе.
10. Сравните для каждого опыта пути, проходимые грузами и динамометром, и сделайте вывод о том, даёт ли подвижный блок выигрыш в расстоянии.
11. Обратите внимание на то, во сколько раз в каждом опыте получали выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии.
12. Сравните для каждого опыта направления сил, которые прикладывались к динамометру до применения подвижного блока и с его применением, и сделайте вывод о том, изменяет ли подвижный блок направление действия силы.
Подробнее...