Лабораторная работа № 1
Тема: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Цель работы: убедиться в равноускоренном характере движения бруска и определить его ускорение и мгновенную скорость.
Оборудование:
- прибор для изучения движения тел;
- ленты из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм;
- штатив с муфтой и лапкой.
Описание устройства и действия прибора
Прибор, изображенный на рисунке представляет собой желоб, состоящий из двух соединенных друг с другом частей, верхней и нижней. На верхней части желоба находится вибратор 2.
Вибратор имеет подвижную часть 3 с бойком.
К бруску 4 прикрепляются бумажная и копировальная ленты 5. Эти ленты пропускаются под бойком подвижной части вибратора и удерживаются зажимом 6.
Если вибратор включить в сеть переменного тока и нажать на кнопку 7, то его подвижная часть будет совершать колебания с Т = 0,02с. При освобождении бумаги брусок начинает скользить по желобу. На ленте остаются метки в виде точек от удара бойка
Задание 1. Убедитесь в том, что брусок движется по наклонной плоскости равноускоренно.
Теоретические обоснования
Убедиться в равноускоренном характере движения можно, например, с помощью закономерности:
S1 : S2 : S3 : ....... : SN = 1 : 4 : 9 : ....... : N2
где S1, S2, S3, ......., SN модули векторов перемещений, совершенных бруском за промежутки времени t1, t2 = 2t1, t3 = 3t1,..., tn = nt1 отсчитываемые от начала движения (см. §8).
Если указанная закономерность выполняется, значит, движение является равноускоренным.
Указания к работе
t, с | 0,00 | 0,02 | 0,04 | 0,06 | 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,20 | 0,22 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,30 |
s, мм | 0 |
2. Соберите установку в соответствии с рисунком.
3. Включите вибратор в сеть, нажмите на кнопку 7. а затем освободите зажим 6, не отпуская кнопку 7 до конца движения бруска.
4. Освободите бумажную ленту. Измерьте на ней расстояния между нулевой и каждой следующей меткой. Это будут расстояния S1, S2, S3, ......., SN, соответствующие промежуткам времени 0,02с, 0,04с, 0,06с, ... 0,30с. Результаты измерений запишите в таблицу.
5. Вычислите отношения: s2/s1, s3/s1, ..., s15/s1 округлив результаты до целых чисел.
6. Результаты вычислений запишите в виде ряда отношений, дописав правую часть в следующем уравнении:
s1 : s2 : s3 : s4 : s5 : s6 : s7 : s8 : s9 : s10 : s11 : s12 : s13 : s14 : s15 = 1 : ...,
где под s1 в данном случае подразумевается s1/s1 = 1, под s2 - s2/s1 и т.д.
7, Сделайте вывод о характере движения бруска.
Задание 2. Определите ускорение движения бруска.
1. Из формулы s = at2/2 выразите а через s и t.
2. Воспользуйтесь полученными вами экспериментальными данными и вычислите значение ускорения дважды, например при t10 = 0,2с и соответствующем s10 и при t15 = 0,3с и соответствующем s15(маленькие значения и брать не рекомендуется, так как чем меньше значения, тем с большей погрешностью будет выполнено определение ускорения).
Задание 3. Определите мгновенную скорость движения бруска в разные моменты времени и постройте график зависимости мгновенной скорости от времени.
1. По формуле v = at определите мгновенную скорость бруска к концу промежутков времени 0,10, 0,20 и 0,30с от начала движения.
2. По полученным данным постройте график зависимости модуля мгновенной скорости бруска от времени.
Задание 4. Постройте график зависимости координаты х бруска от времени t, отсчитываемого от начала движения.
Для построения графика воспользуйтесь данными таблицы, приняв за начало отсчета момент начала движения и соответствующую этому моменту координату.
Поскольку брусок двигался прямолинейно в одном и том же направлении, то расстояния S1, S2, S3, ......., SN и будут являться координатами x1, x2, x3, ..., x15, которые имело движущееся тело к концу промежутков времени 0,02с, 0,04с, 0,06с, ..., 0,3с.
Указание: график рекомендуется строить на листе миллиметровой бумаги высотой 25см и шириной 18см. откладывая промежутки времени по оси абсцисс (менее длинной, чем ось ординат) в масштабе: 10мм — 0,02с